Детская железная дорога города Свободный считается самой длинной в России. Появившись еще в конце 1930-х гг. она не закрывалась даже в период Великой Отечественной войны. ДЖД продолжает свою работу и в 21 веке. Совершить поездку по ней может любой желающий.
История детской железной дороги
История железной дороги для детей началась в 1939 году, когда местные школьники решили обратиться напрямую к Калинину (который в то время занимал должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, за что на западе его называли «Рабоче-крестьянским президентом»). Они просили его дать разрешение на постройку ДЖД, которая должна была стать первой в этом регионе.
Разрешение от «всесоюзного старосты» было получено быстро, а вот с финансированием на первых этапах строительства, были большие проблемы. Но местные школьники не отчаивались. Они собирали металлолом и макулатуру, выступали с концертами на предприятиях, проводили различные мероприятия. Все деньги шли на строительство объекта.
Увидев упорство школьников, власти, наконец, прислали 500 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги). После этого строительство пошло намного быстрее.
По первоначальному проекту длина магистрали должна была составить 13,5 км. Однако после детального рассмотрения выяснилось, что часть путей придется прокладывать на заболоченной местности. Это требовало обустройства различных искусственных сооружений, что существенно увеличивало стоимость проекта. Поэтому его решили изменить.
Строительство детской железной дороги началось осенью 1939 года и уже через несколько месяцев не введенная еще в эксплуатацию ДЖД получила свой первый паровоз.
Как и было принято в те годы, строительство велось ударными темпами. Еще бы! Ведь ДЖД получила звучное имя «Сталинское счастье». С возведением объекта под таким названием рабочие старались не медлить.
В результате уже 4 августа 1940 года по детской железной дороге проехался первый паровоз. На тот момент было готово уже 4 км путей.
Строительство продолжалось такими же темпами, однако в планы юных железнодорожников вмешалось война. Но даже в те страшные годы строение малой ЖД не прекращалась. От нее оперативно была проложена отдельная ветка до местного совхоза. Поэтому уже осенью 1941 года поезда здесь стали перевозить продукты и другие необходимые для фронта вещи. Причем движение составов не прекращалось даже в зимний период.
Но строительство самой ЖД по понятным причинам было заморожено. Его продолжили только в 1950 г. Этим она во многом обязана начальнику Малой Амурской железной дороги И. Н. Новицкому. Этого человека многие считают легендарным. Его стараниями развивались железнодорожные пути в этом крае и появлялась соответствующая инфраструктура. Именно Иван Федорович вспомнил о довоенных планах по постройке полноценной детской железной дороги и предпринял шаги к реализации замороженных после начала немецкого вторжения планов.
Окончательно ДЖД была введена в строй 1 июня 1951 года. Она стала филиалом Забайкальской железной дороги.
Во времена «лихих 90-х» ставился вопрос о закрытии магистрали. На ее обслуживание просто не было средств. «Выжила» детская железная дорога только благодаря стараниям неравнодушных местных жителей. Они на чистом энтузиазме поддерживали ее работу и проводили обслуживание. Лишь в 2008 г. в полном объеме возобновилось финансирование объекта, а в 2011 г. была проведена его полная реконструкция.
Сегодня Свободнинская ДЖД по праву носит титул самая длинная железная дорога в мире для детей.