Preloader Close

Детская железная дорога Свободного

 

Детская железная дорога города Свободный считается самой длинной в России. Появившись еще в конце 1930-х гг. она не закрывалась даже в период Великой Отечественной войны. ДЖД продолжает свою работу и в 21 веке. Совершить поездку по ней может любой желающий. 

История детской железной дороги

 

История железной дороги для детей началась в 1939 году, когда местные школьники решили обратиться напрямую к Калинину (который в то время занимал должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР, за что на западе его называли «Рабоче-крестьянским президентом»). Они просили его дать разрешение на постройку ДЖД, которая должна была стать первой в этом регионе. 

Разрешение от «всесоюзного старосты» было получено быстро, а вот с финансированием на первых этапах строительства, были большие проблемы. Но местные школьники не отчаивались. Они собирали металлолом и макулатуру, выступали с концертами на предприятиях, проводили различные мероприятия. Все деньги шли на строительство объекта. 

Увидев упорство школьников, власти, наконец, прислали 500 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги). После этого строительство пошло намного быстрее. 

По первоначальному проекту длина магистрали должна была составить 13,5 км. Однако после детального рассмотрения выяснилось, что часть путей придется прокладывать на заболоченной местности. Это требовало обустройства различных искусственных сооружений, что существенно увеличивало стоимость проекта. Поэтому его решили изменить. 

Строительство детской железной дороги началось осенью 1939 года и уже через несколько месяцев не введенная еще в эксплуатацию ДЖД получила свой первый паровоз.

Как и было принято в те годы, строительство велось ударными темпами. Еще бы! Ведь ДЖД получила звучное имя «Сталинское счастье». С возведением объекта под таким названием рабочие старались не медлить. 

В результате уже 4 августа 1940 года по детской железной дороге проехался первый паровоз. На тот момент было готово уже 4 км путей. 

Строительство продолжалось такими же темпами, однако в планы юных железнодорожников вмешалось война. Но даже в те страшные годы строение  малой ЖД не прекращалась. От нее оперативно была проложена отдельная ветка до местного совхоза. Поэтому уже осенью 1941 года поезда здесь стали перевозить продукты и другие необходимые для фронта вещи. Причем движение составов не прекращалось даже в зимний период. 

Но строительство самой ЖД по понятным причинам было заморожено. Его продолжили только в 1950 г. Этим она во многом обязана начальнику Малой Амурской железной дороги И. Н. Новицкому.  Этого человека многие считают легендарным. Его стараниями развивались железнодорожные пути в этом крае и появлялась соответствующая инфраструктура. Именно Иван Федорович вспомнил о довоенных планах по постройке полноценной детской железной дороги и предпринял шаги к реализации замороженных после начала немецкого вторжения планов.  

Окончательно ДЖД была введена в строй 1 июня 1951 года. Она стала филиалом Забайкальской железной дороги.  

Во времена «лихих 90-х» ставился вопрос о закрытии магистрали. На ее обслуживание просто не было средств. «Выжила» детская железная дорога только благодаря стараниям неравнодушных местных жителей. Они на чистом энтузиазме поддерживали ее работу и проводили обслуживание. Лишь в 2008 г. в полном объеме возобновилось финансирование объекта, а в 2011 г. была проведена его полная реконструкция. 

Сегодня Свободнинская ДЖД по праву носит титул самая длинная железная дорога в мире для детей.    

 

Инфраструктура и маршруты

 

ДЖД находится на территории города Свободный. Общая ее длина составляет 11,6 км. Здесь использована так называемая узкая колея, шириной 750 мм (против 1520 мм на обычных железнодорожных ветках). 

Здесь находятся 4 станции:

  • Юность;
  • Дальневосточная;
  • Подгорная;
  • Пионерская.
  •  

Все станции пассажирские. Они имеют низкие платформы, что упрощает процесс посадки пассажиров. Пионерская является тупиковой. Здесь расположены помещения для обслуживающего персонала детской железной дороги. 

Все автомобильные переезды, которые находятся на путях, оборудованы автоматической сигнализацией. 

На магистрали работают 4 узкоколейных тепловоза. Вагонный парк состоит из 6 пассажирских и 5 грузовых вагонов. 

Инфраструктура находится на попечении РЖД. Поэтому она регулярно обновляется. Например, за последние годы были полностью компьютеризированы все логистические операции. Деревянные шпалы замели на железобетонные. На переездах повысили уровень безопасности (путем установки дополнительных сигнализирующих устройств). 

Свободненская железная дорога начинает свою работу 1 июня. Заканчивает – 31 августа. На протяжении этого периода поезд дважды в день проезжает круговой маршрут. Попасть на него может любой желающий. Взрослому человеку за такое удовольствие придется заплатить 65 рублей, а ребенку в возрасте от 3 до 7 лет – 35 рублей. За эти деньги можно проехать все 4 станции. 

 

Образовательные программы

 

На базе ДЖД действует Кружок Юных Железнодорожников. С июня по август здесь проходят практические занятия. В качестве «учебного пособия» выступает узкоколейка и курсирующие по ней поезда. В кружке обучаются дети 5-11 классов. Ученики говорят, что занятия помогают им расширить свой кругозор и узнать что-то новое. Поэтому неудивительно, что многие выпускники местных школ в итоге связывают свою жизнь с железной дорогой. 

Также на базе Учебного Центра ДЖД действует Детский технопарк. Здесь школьники знакомятся с особенностями работы высокотехнологического оборудования. Это позволяет им раскрыть свой научно-технический потенциал и проявить творческие способности. 

На базе всех этих площадок периодически устраиваются различные выставки, экскурсии и другие культмассовые мероприятия. 

С 2021 года Свободнинская ЖД носит имя Г.М. Фадеева.  

Ближайшие планы и развитие

 

По состоянию на конец 2024 года ДЖД активно сотрудничает с таким предприятием как Забайкальская Железная Дорога. Благодаря этому появились планы на участие в совместных проектах и поставку новой техники. Также при посредничестве ЗЖД сейчас достраивается здание вокзала на станции Юность. Это будет двухэтажное здание, оснащенное современной техникой и дополнительными учебными классами. 

Детская железная дорога оказывает немалое влияние на жизнь города Свободный. Благодаря ей у местных детей появляется возможность с ранних лет вникнуть в сложные, но интересные профессии. Кроме того, в летний период по узкоколейке жители попадают в пригородные поселки. Это позволяет им экономить время и деньги. Ну а дети получают незабываемый опыт и приобщаются к «взрослым профессиям». 

Поэтому, если вы вдруг окажетесь в городе Свободный, не упустите возможность посетить уникальное в своем роде место, с многолетней историей.