Preloader Close

История города Свободный - amurpublic

 

Город Свободный, расположенный в живописной Амурской области, представляет собой уникальное сочетание истории, культуры и природы. Он находится на правом берегу реки Зея в непосредственной близости к Благовещенску. 

Основание города

Свободный основали в 1912 г. ввиду строительства Амурской железной дороги, представляющей собой альтернативный маршрут Транссибирской магистрали. Целью строительства было создание пути, который позволил бы осуществлять железнодорожное сообщение от европейской части России до берегов Тихого океана, не охватывая территории северо-восточного Китая. Изначально город получил название Алексеевск, в честь наследника престола, цесаревича Алексея. В 1917 г., уже в СССР, название было изменено на Свободный.

В середине XX века советское руководство осознало необходимость разработки новых транспортных путей для экономического развития Сибири. Магистраль БАМ была задумана как альтернативный путь к Транссибу, обеспечивающий промышленное и культурное развитие отдаленных регионов. Свободный стал одним из городов, обеспечивающих не только рабочую силу, но и необходимую инфраструктуру для обслуживания нужд строителей и рабочих.

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – это одна из самых значительных железнодорожных артерий России, построенная в сложных природных условиях Дальнего Востока. Строительство длилось более двух десятилетий. Эта магистраль оказала существенное влияние на экономическую жизнь ряда регионов, в частности города Свободный.

Строительство Байкало-Амурской магистрали началось в 1974 г. и дало мощный импульс для развития экономики Свободного. Магистраль открыла прямые связи с основными центрами добычи ресурсов, что, в свою очередь, делает возможным развитие товарообмена. В дальнейшем, после завершения строительства, БАМ стал важным маршрутом для транспортировки грузов в Западную часть страны. Он также повлиял на социальную жизнь города. Ввод новых рабочих мест способствовал росту благосостояния жителей, а также улучшению условий жизни.

БАМ и Амурская железная дорога стали важными компонентами логистической системы. Они обеспечивают основную транспортную доступность региона. Это привело к созданию единого логистического центра, способствующего более быстрому и эффективному ввозу и вывозу товаров, что особенно актуально для таких отраслей, как сельское хозяйство и лесная промышленность, которые сильно зависят от транспорта для реализации своей продукции.

 

Промышленность

Амурский Газоперерабатывающий завод (АГПЗ), расположенный недалеко Свободного, представляет собой один из самых масштабных проектов по переработке природного газа. Этот проект не имеет похожих в российской газовой промышленности и играет ключевую роль в системе поставок углеводородов в Китай по маршруту «Сила Сибири». Запуск производства произошел 9 июня 2021 года. Создано приблизительно 3000 рабочих мест, а площадь промышленного комплекса составляет 800 га.

Для обеспечения экологической безопасности предусмотрена система природоохранного мониторинга, которая будет контролировать качество промышленных выбросов, уровень загазованности, шум и радиационный фон. Кроме того, в процессе реализации проекта запланировано строительство поддерживающей инфраструктуры, включающей в себя доступные дорожные сети, причал на Зее, железнодорожные пути и жилой район в Свободном для сотрудников завода.

С БАМом и газопереработкой также связан проект газохимического комплекса в Усть-Куте, который реализуется Иркутской нефтяной компанией. Он предполагает создание инфраструктуры для добычи, обработки, транспортировки и переработки газа. В его состав войдут гелиевый завод и Иркутский завод полимеров. Основой для производства послужит природный и попутный нефтяной газ, добываемые на месторождениях компании, которые находятся в районе Усть-Кута.

Современное состояние

Строительство БАМа и ГПЗ сформировали облик Свободного. В рамках возведения завода была развернута обширная инфраструктура. Специально для его обслуживания построено 27 км автомобильных дорог, около 40 км железнодорожных путей и причал на реке Зее, который используется для доставки крупногабаритного оборудования. Для перемещения таких грузов создан специализированный флот из 19 судов с небольшой осадкой, включая буксиры, баржи и понтоны. Также построена и запущена в эксплуатацию весной 2021 г. теплоэлектростанция.

В непосредственной близости были возведены три вахтовых поселка, оснащенных всем необходимым для жизни и работы персонала, а именно:

  • банями;
    прачечными;
    столовыми;
    пожарным пунктом;
    банкоматами;
    кафе;
    парикмахерскими;
    аптеками;
    супермаркетами;
    местами для отдыха;
  • спортивными площадками и помещениями для религиозных обрядов.

При этом они функционируют независимо от коммунальных сетей Свободного и Свободненского района. На севере города в процессе строительства находится новый микрорайон Алексеевский, предназначенный для проживания 5 тысяч человек. Проект включает 42 многоквартирных жилых дома и 36 таунхаусов, что в сумме составляет 1 688 квартир.

В целом, благодаря строительству данного завода и сопутствующих объектов газохимического кластера, Свободный получил значительный стимул к развитию, что привело к возведению нового жилого фонда, а также к улучшению транспортной, социальной, медицинской и коммунальной инфраструктуры.

Нельзя недооценивать значение БАМа и Амурского ГПЗ для формирования современного облика Свободного. Этот процесс стал основой для социального и экономического изменения в регионе. Роль города как узла на БАМе стала ключевой. Огромные объемы грузоперевозок, работающие предприятия и развивающиеся учреждения обеспечили рост экономики. С учетом некоторых эколого-социальных вызовов, город продолжает адаптироваться и развиваться, сохраняя при этом свои национальные традиции и обычаи.